Большое поместье недалеко от Тарусы. Господский дом, сохранившийся парк со столетними дубами и каскадные пруды, уникальные семьи, что им владели, и история, которая не должна закончиться руиной.

Большое поместье недалеко от Тарусы.
Господский дом, сохранившийся парк
со столетними дубами и каскадные пруды,
уникальные семьи, что им владели,
и история, которая не должна закончиться руиной.
ДЕЙСТВИЕ I
Первые владельцы —
дворянский род Сумароковых
ДЕЙСТВИЕ I
Первые владельцы —
дворянский род Сумароковых
Возвышение рода началось во второй половине XVII века. Дед поэта, Панкратий Богданович (1650−1730), служил подьячим с ключом при Фёдоре Алексеевиче и Петре I, от последнего получил награды. Его сын Пётр, крестник Петра I, сделал военную карьеру, в 1737 году перешёл на статскую службу и стал судьёй Канцелярии конфискации. В 1762 году вышел в отставку в чине действительного статского советника.

В 1701 г. Панкратий Богданович Сумароков приобрёл у князя А.А. Барятинского ту самую деревню Сивцево, которая и стала впоследствии местом основания усадьбы.
Семья была состоятельной: по ревизской сказке 1737 года в шести имениях Сумароковых числилось 1737 крепостных мужчин. У Петра и Прасковьи было пять детей — трое сыновей (Василий, Александр, Иван) и шесть дочерей.
«За ним же Панкратием Сумароковым поместье по даче 1701 году марта 8 дня, что за ним справлено выменное у князь Алексея князь Афанасьева сына Барятинского в Тарусском уезде в Селецком стану деревня Сивцева Ареутово тож на речке Людне сто шестьдесят четвертей сена по речке по Людне имеет пол ста копен, пустошь что была деревня Занина пятьдесят четвертей, пустошь, что была деревня Михеева пятьдесят четвертей всего пашни добрые земли триста четвертей в поле, а в дву потому ж, да сверх того сенных покосов пятьдесят копен, да луг … реки двадцать копен»
ГАКО. Ф. 111. Оп. 4. Д. 278. Л. 17
Слог песен должен быть приятен, прост и ясен
Витийств не надобно; он сам собой прекрасен
Чтоб ум в нем был сокрыт, а говорила страсть
Не он над ним большой, имеет сердце власть
Александр Сумароков, фрагмент его «Эпистолы II (о стихотворстве)».

Слог песен должен быть приятен, прост и ясен
Витийств не надобно; он сам собой прекрасен
Чтоб ум в нем был сокрыт, а говорила страсть
Не он над ним большой, имеет сердце власть
Александр Сумароков, фрагмент его
«Эпистолы II (о стихотворстве)».

Русский поэт, драматург и критик, один из крупнейших авторов русского классицизма XVIII века, первый профессиональный литератор России. В 1767 году награждён орденом Святой Анны и произведён в действительные статские советники. Сумароков писал оды, эпистолы, сатиры, элегии, песни, эпиграммы и трагедии, экспериментировал с рифмой и размерами.

Александра Сумарокова называют «отцом русского театра» — он создал первый национальный репертуар и стал одновременно первым русским трагиком и комедиографом.
Александр Петрович Сумароков
«Защитник истины, гонитель, бич пороков»
Портрет в гравюре XVI — первой трети XIX в. / портрет Сумарокова из книги «Полное собрание всех сочинений», титульный лист издания трагедии Александра Сумарокова «Хорев», титульный лист книги «Первый и главный стрелецкий бунт».
Оригинальная усадьба Сумарокова


Дом был деревянным. Именно он принадлежал Сумароковым и по документам является типичным образцом русской усадьбы того времени, имевшей прежде всего хозяйственное назначение.

Планировочное решение традиционно для этого века: рядом с господским домом располагаются хозяйственные постройки, например, скотный двор, конюшня, отделённые от господского «чистого двора» оградой.

Из описи 1777 года всего имения мы также узнаём, что
А.П. Сумарокову принадлежали «…в сельце Сивцеве
с деревнями мужеского полу с малолетними 278 душ, женского полу с малолетними 271 душа».

Изображений усадьбы того времени не обнаружено,
но представление о ней можно сложить из текста долговой описи:


План с. Сивцево с принадлежащими к нему землями владения А.П. Сумарокова, 1767 г. ГАКО

План с. Сивцево с принадлежащими к нему землями владения
А.П. Сумарокова, 1767 г. ГАКО
Оригинальная усадьба
Сумарокова


Дом был деревянным. Именно он принадлежал Сумароковым и по документам является типичным образцом русской усадьбы того времени, имевшей прежде всего хозяйственное назначение.

Планировочное решение традиционно для этого века: рядом с господским домом располагаются хозяйственные постройки, например, скотный двор, конюшня, отделённые от господского «чистого двора» оградой.

Из описи 1777 года всего имения мы также узнаём, что
А.П. Сумарокову принадлежали «…в сельце Сивцеве
с деревнями мужеского полу с малолетними 278 душ, женского полу с малолетними 271 душа».

Изображений усадьбы того времени не обнаружено,
но представление о ней можно сложить из текста долговой описи:
Оригинальная усадьба
Сумарокова


Дом был деревянным. Именно он принадлежал Сумароковым и по документам является типичным образцом русской усадьбы того времени, имевшей прежде всего хозяйственное назначение.

Планировочное решение традиционно для этого века: рядом с господским домом располагаются хозяйственные постройки, например, скотный двор, конюшня, отделённые от господского «чистого двора» оградой.

Из описи 1777 года всего имения мы также узнаём, что
А.П. Сумарокову принадлежали «…в сельце Сивцеве
с деревнями мужеского полу с малолетними 278 душ, женского полу с малолетними 271 душа».

Изображений усадьбы того времени не обнаружено,
но представление о ней можно сложить из текста долговой описи:

План с. Сивцево с принадлежащими к нему землями владения
А.П. Сумарокова, 1767 г. ГАКО
…дом господский деревянный о двух этажах осинового лесу. Пред ним всхожее крыльцо с перилами. В оном доме всех семь покоев. Стены обиты обоями, потолки подмазаны мелом. Двое сеней, на сенных дверях два стекла маленьких. В первом покое снизу образ Вознесения Господне без окладу. В оном доме два больших стола… три маленьких, двенадцать стульев столярных … обитых кожей … два зеркала по сторонам вызолоченных. Посуды двенадцать чайных фарфоровых чашек, три простые полоскательные, два кувшина стеклянные, пять стаканов и две рюмки хрустальные. Наверху четыре окошка слуховых. В тех покоях большие тридцать три окошка с окончинами растворчетые, а в каждой окончине по шесть стекол, в том числе разбитых двенадцать. У оных окон затворы на крючьях и петлях железные. Во всех покоях двадцать дверей на крючьях и петлях железных, столярные три. Оный дом крыт тесом. Всему тому цена — 100 рублей.
…дом господский деревянный о двух этажах осинового лесу. Пред ним всхожее крыльцо с перилами. В оном доме всех семь покоев. Стены обиты обоями, потолки подмазаны мелом. Двое сеней, на сенных дверях два стекла маленьких. В первом покое снизу образ Вознесения Господне без окладу. В оном доме два больших стола… три маленьких, двенадцать стульев столярных … обитых кожей … два зеркала по сторонам вызолоченных. Посуды двенадцать чайных фарфоровых чашек, три простые полоскательные, два кувшина стеклянные, пять стаканов и две рюмки хрустальные. Наверху четыре окошка слуховых. В тех покоях большие тридцать три окошка с окончинами растворчетые, а в каждой окончине по шесть стекол, в том числе разбитых двенадцать. У оных окон затворы на крючьях и петлях железные. Во всех покоях двадцать дверей на крючьях и петлях железных, столярные три. Оный дом крыт тесом. Всему тому цена — 100 рублей.
Жизнь в усадьбе для Сумарокова была уединённой, наполненной творчеством и мыслями о прошедшей жизни.

Здесь действовал крепостной театр Сумарокова.
Там Александр Петрович искал уединения и душевного покоя, много работал, писал «Пасторальные эклоги», оды, задумывал новые комедии. Летом 1769 года он укрылся в Сивцеве от преследований и тревог.

В последний визит в 1771 году «долго бродил по тихим аллеям усадебного парка, всё более и более погружаясь в воспоминания».

Обременённый многочисленными и крупными долгами, в 1777 году Сумароков сначала похоронил жену Веру Прохоровну, а затем лишился имения с усадьбой, изъятого за неуплату долга Московскому государственному банку. 1 октября того же года он и сам скончался и был похоронен в Москве.
Жизнь в усадьбе для Сумарокова была уединённой, наполненной творчеством и мыслями о прошедшей жизни.

Здесь действовал крепостной театр Сумарокова.
Там Александр Петрович искал уединения и душевного покоя, много работал, писал «Пасторальные эклоги», оды, задумывал новые комедии. Летом 1769 года он укрылся в Сивцеве от преследований и тревог.

В последний визит в 1771 году «долго бродил по тихим аллеям усадебного парка, всё более и более погружаясь в воспоминания».

Обременённый многочисленными и крупными долгами, в 1777 году Сумароков сначала похоронил жену Веру Прохоровну, а затем лишился имения с усадьбой, изъятого за неуплату долга Московскому государственному банку. 1 октября того же года он и сам скончался и был похоронен в Москве.
Жизнь в усадьбе для Сумарокова была уединённой, наполненной творчеством и мыслями о прошедшей жизни.

Здесь действовал крепостной театр Сумарокова.
Там Александр Петрович искал уединения и душевного покоя, много работал, писал «Пасторальные эклоги», оды, задумывал новые комедии. Летом 1769 года он укрылся в Сивцеве от преследований и тревог.

В последний визит в 1771 году «долго бродил по тихим аллеям усадебного парка, всё более и более погружаясь в воспоминания».

Обременённый многочисленными и крупными долгами, в 1777 году Сумароков сначала похоронил жену Веру Прохоровну, а затем лишился имения с усадьбой, изъятого за неуплату долга Московскому государственному банку. 1 октября того же года он и сам скончался и был похоронен в Москве.
Переходное время
После смерти Сумарокова всё имение оказалось в залоге у банка.
  • 1780-е
    Наследство, как и долги, перешли к дочерям. Екатерина Александровна (1747–1797) в замужестве за писателем, поэтом и драматургом Яковом Княжниным от имущества отказалась, а Прасковья Александровна (1754–1793) в замужестве за графом Антоном Петровичем Головиным смогла изыскать средства для оплаты долгов и стала полноправной владелицей Сивцевского имения.
  • 1793
    После смерти Головиной наследницами становятся Елизавета и Софья при опеке их отца — графа Головина. В 1803 году, после смерти отца, сёстры обратились в Тарусский уездный суд для раздела совместного имущества.

    Так владелицей Сивцево становится Елизавета, вышедшая к тому времени замуж за ярославского помещика князя Петра Вадбольского (1775–1821).
  • 1831
    Корнетша княгиня Е. А. Вадбольская значится помещицей «деревни Головиной, деревни Елизаветиной, деревни Поддубок, сельца Сивцева, деревни Ширяевой» Калужской округи в 1824 году, владелицей помещичьих крестьян и дворовых людей в сельце Сивцево с деревнями в количестве 392 душ в 1831 году.

  • 1833
    В 1833 году княгиня Вадбольская, большая часть имения которой после смерти супруга находилась в Любимском уезде Ярославской губернии, продала Сивцево с деревнями жене полковника и кавалера Фёдора Ивановича Миллер — Татьяне Львовне Миллер
ДЕЙСТВИЕ II
Вторые владельцы — Миллеры
ДЕЙСТВИЕ II
Вторые владельцы - Миллеры
В доме было много света, нарядная гостиная с шёлковыми обоями и кафельными печами, старинная добротная мебель.

Звучала музыка, ценились искусство, семейная атмосфера, царили любовь и взаимопонимание.

Дети и родители были на «ты», что считалось необычным для провинциального дворянского быта.
Семья Миллеров создала в Сивцеве редкую для того времени атмосферу домашнего уюта и культурной жизни.
Семья Миллеров
Кирпичный дом с мезонином (руина которого сейчас и является центром поместья) упрощённой архитектуры был выстроен Ф. И. Миллером.
По воспоминаниям графа С. Д. Бутурлина, связанного с семьей Миллеров, Фёдор Иванович действительно был неутомим по хозяйству:

«Летом вставал он чуть ли не с рассветом и отправлялся на полевые работы, — пишет автор мемуаров, — придет домой в 9-м часу, закусит чем-нибудь или похлебает молочка и опять в поле. Для гостей стол у него был всегда хорош и сервирован с некоторой даже изящностью; но для самого себя он был скупенек и сам нам рассказывал, что когда все его семейство было в отлучке из Сивцева, кухонная плита не затоплялась для него одного, а довольствовался молоком с хлебом, тюрей и толокном. Хороший был он семьянин и предупредительный… и поистине было зрелище дружбы, связывавшее все семейство: дети с родителями были на ты, фамильярность почти что неслыханная в провинциальном семейном быту. В 1848 году Федору Ивановичу давно уже стукнуло 60 лет, но в привычках своих и в поступи и во всей вообще его деятельности он еще был весьма юн».

Род Толстых – один из самых известных дворянских родов Российского государства. Среди них были видные воеводы и губернаторы, прославленный военачальники, прокуроры Святейшего Синода, министры и члены государственного совета, сенаторы и генералы, наконец, литераторы: поэт Алексей Константинович Толстой и писатели – Лев Николаевич Толстой и Алексей Николаевич Толстой. Лев Васильевич Толстой (1740-1816) был женат на Екатерине Михайловне Римской-Корсаковой. Их дочь Татьяна была талантливой художницей.
Её сестра Надежда, которая вышла замуж за генерал-майора И. И. Завалишина, по меркам того времени была одной из самых образованных и передовых женщин. Младшая дочь Л. В. Толстого — Екатерина — вышла замуж за Ивана Николаевича Тютчева. Её сын — замечательный русский поэт Фёдор Тютчев.
Семья Миллеров уникальна не только своими действиями, но и впечатляющим семейным древом. Так, по линии Татьяны Львовны, они связаны с Толстыми, Тютчевыми и многими другими.
Раздел дорабатывается, на сегодня здесь неполная информация
Портрет Фёдора Ивановича Миллера. Художник Константин Николаевич Филиппов, 1855 год.

Музей-заповедник «Усадьба «Мураново» имени Ф. И. Тютчева.
Татьяна Львовна Миллер

Фото 1860-х гг.
ОМЗ «Усадьба Мураново»
Фёдор Иванович Миллер

Фото 1850-х гг.
ОМЗ «Усадьба Мураново»
Лев Фёдорович и Аглаида Фёдоровна Миллер

Неизвестный художник, середина XIX в. ФГБУК «Государственный музей Л.Н. Толстого»
Лев Фёдорович Миллер

Неизвестный художник, 1850-е гг. ОМЗ «Усадьба Мураново»
Сосед, подобный Фёдору Ивановичу, был истинный клад для провинциального нашего общества. Общительного и всегда весёлого нрава, великий анекдотист (хотя и с прорывавшимся немецким акцентом), бесцеремонный и у себя радушный хозяин дома, он то и дело разъезжал по гостям на беговых дрожках, а зимою в одиночных санях, сам правя лошадью. Посещениям его всегда были рады, потому что ненакладный и неприхотливый был он гость; едал всё что бы не попадало, без разбору, и здорово едал: любо было смотреть на всегдашний его аппетит. Был он большой словоохотник, приправлявший нескончаемые рассказы из служебного своего быта словами «а потом», это выходило у него «аптом»
Из записок графа С.Д. Бутурлина, 1848 г.
Сосед, подобный Фёдору Ивановичу, был истинный клад для провинциального нашего общества. Общительного и всегда весёлого нрава, великий анекдотист (хотя и с прорывавшимся немецким акцентом), бесцеремонный и у себя радушный хозяин дома, он то и дело разъезжал по гостям на беговых дрожках, а зимою в одиночных санях, сам правя лошадью. Посещениям его всегда были рады, потому что ненакладный и неприхотливый был он гость; едал всё что бы не попадало, без разбору, и здорово едал: любо было смотреть на всегдашний его аппетит. Был он большой словоохотник, приправлявший нескончаемые рассказы из служебного своего быта словами «а потом», это выходило у него «аптом»
Из записок графа С.Д. Бутурлина, 1848 г.
Время Миллеров в Сивцево
  • 1830-е
    В 1833 году Татьяна Львовна Миллер с супругом полицмейстером Фёдором Ивановичем приобрели владения в Сивцево.

    В период 1830-1840-х годов (по другим сведениям — в 1860-е) построен трёхэтажный каменный дом на новом месте и разбит регулярный парк.
  • 1871
    Владельцами усадьбы стали сыновья Миллеров — Лев и Владимир.

    Лев Фёдорович Миллер — военный, как и его отец, но карьеру успешную не сделал: был уволен из-за беспорядков в командах.

    Владимир Фёдорович Миллер состоял на службе, награждался орденами и шёл по служебной лестнице наверх. Был женат на Марии Фёдоровне, урождённой баронессе Корф (1834-?), от которой имел детей: Фёдора, Евгению, Александру, Ольгу и Татьяну.
  • 1880 г.
    После смерти Владимира Миллера и выкупа части имения у тогда еще здравствующего Льва Миллера, единственной владелицей усадьбы стала Мария Федоровна Миллер (вдова Владимира Фёдоровича). На данный момент её судьба неизвестна.

    Сын её, Фёдор Владимирович Миллер, был юнкером Николаевского кавалерийского училища, служил в чине корнета в Лейб-гвардии Гродненском гусарском полку. В 1895 году он вышел в отставку. Дальнейшая его судьба неизвестна.

  • Нач. XX в.
    Сивцево перешло к дочерям Марии Федоровны — Евгении, Ольге и Александре. Усадьба становится центром культурной жизни уезда.

    Последней владелицей имения Сивцево была Евгения Владимировна Миллер (1861 – после 1924).

    С её жизнью и творчеством связана последняя яркая страница в истории этой усадьбы, а ее деятельность во многом определила культурную жизнь в Тарусе в первые послереволюционные годы.

В начале XX века хозяйками усадьбы в Сивцево были сёстры Евгения и Ольга Миллер и Александра Владимировна Хрущёва, ставшая женой служащего Калужского отделения Крестьянского поземельного банка Петра Хрущёва. Именно при них в 1917 году вышла в свет статья в журнале «Столица и усадьба», в которой мы находим многие интересные факты, а также изображения усадьбы.
Имение Сивцево… было пожаловано Императрицей Екатериной II поэту Александру Петровичу Сумарокову, который многие годы проживал там; эта вотчина оставалась в его семье до конца 20-х гг., когда перешла во владение их дальней родственницы Татьяны Львовны Миллер, рождённой Толстой, бабушки нынешних владельцев Сивцева, Миллеров и Хрущевых. Старый живописный, тенистый парк, ещё хорошо сохранившийся, был разбит и насажен при поэте Сумарокове, и также сохранились некоторые здания той эпохи.

Теперешний трёхэтажный дом построен в 1832 г. генералом Ф. И. Миллером, участником Отечественной войны и Крымской кампании, во время которой он состоял начальником Тарусского ополчения. Поэтичный пруд среди сада, окружённый старыми дубами и берёзами, украшает этот тихий уголок. Почти каждое лето под кровом гостеприимного сивцевского дома собирается многочисленное общество друзей, знакомых и родственников владельцев, среди которых перебывало немало выдающихся артистических сил из художественного и музыкального мира.

Страницы об усадьбе из журнала «Столица и усадьба».

Страницы об усадьбе из журнала «Столица и усадьба».

Евгения Владимировна Миллер

Эта выдающаяся женщина достойна того,
чтобы о ней помнили. Евгения — старшая дочь
Владимира и Марии Миллер.
Она обладала способностями и интересом к искусству, поэтому после основного образования поступила в рисовальную школу Петербургского общества поощрения художников, где познакомилась с художником Константином Крыжицким. Своим творчеством он оказал сильное влияние на Евгению Владимировну, и она стала его ученицей, работала в его мастерской.

Ее произведения пока не найдены. О ее творческом пути можно говорить только на основании документов. Как сказано о ней в документах Тарусского музея, «она дебютировала в Петербурге в частной мастерской Крыжицкого», участвовала в выставке в Петербурге в 1916 году. 

Предполагается, именно её изобразил Крыжицкий на террасе, а, возможно, и у пруда
Евгения Владимировна Миллер

Эта выдающаяся женщина достойна того,
чтобы о ней помнили. Евгения —
старшая дочь Владимира и Марии Миллер.
Она обладала способностями и интересом к искусству, поэтому после основного образования поступила в рисовальную школу Петербургского общества поощрения художников, где познакомилась с художником Константином Крыжицким. Своим творчеством он оказал сильное влияние на Евгению Владимировну, и она стала его ученицей, работала в его мастерской.

Её произведения пока не найдены. О творческом пути художницы можно говорить только на основании документов. Как сказано о ней в документах Тарусского музея, «она дебютировала в Петербурге в частной мастерской Крыжицкого», участвовала в выставке в Петербурге в 1916 году. 

Предполагается, именно Евгению Владимировну изобразил Крыжицкий на террасе, а, возможно, и у пруда.
Гости усадьбы времён Миллеров
Основой для таких полотен послужили многочисленные натурные этюды, выполненные Константином Яковлевичем Крыжицким на Оке близ Тарусы

Основой для таких полотен послужили многочисленные натурные этюды, выполненные Константином Яковлевичем Крыжицким на Оке близ Тарусы
Упадок усадьбы
С 1890-х годов имением владел гвардии поручик в отставке Фёдор Владимирович Миллер. После революции 1917 года потомков Миллеров выселили из имения, а в бывшем усадебном доме открыли приют для детей с различными психическими заболеваниями.
После революции: мир Евгении Миллер
После революции:
мир Евгении Миллер
  • 1917-1918 гг
    В первые месяцы Миллеры поселились в Тарусе в частном доме. В 1918 году в город приезжал писатель, литературовед, библиофил Анатолий Корнельевич Виноградов, бывший тогда заместителем заведующего библиотечным отделом Наркомпроса. Он занимался спасением дворянских библиотек и культурных ценностей. Благодаря его рекомендации Евгения Владимировна была принята заведующей иностранным отделом в Центральную библиотеку. Также она занималась разбором книг, вывезенных из окрестных усадеб.
  • 20-е годы XX века
    Музей, основанный 6 января 1920 года, был собран по крупицам: сюда попали вывозимые из имений книги и художественные ценности — картины, графика, фарфор, редкая мебель, различные коллекции из дворянских усадеб, дорогие фолианты, художественные раритеты.

    Его первой заведующей стала Евгения Владимировна Миллер и сыграла большую роль в культурной жизни Тарусы.
  • 1920 - 1922 гг
    Будучи дворянкой, Евгения Владимировна прекрасно понимала, какие художественные и исторические ценности находятся в усадьбах, и поэтому направила все свои силы на их защиту и сохранение.

    С 1920 года её жизнь была связана с созданием и работой Тарусского музея местного края, который был создан во многом благодаря ее усилиям и бескорыстному самоотверженному труду.

    Первые два года с момента создания музея Евгения Владимировна исполняла обязанности заведующей музеем безвозмездно.
  • Нач. XX в.
    Предполагается, что среди перечисленных в собрании Тарусского музея местного края произведений живописи, графики, старинной мебели могли быть предметы, поступившие из усадьбы Сивцево. Но в «Инвентарном списке» от 1921 году указано только имение князя Д.С. Горчакова-Борятина. Возможно Евгения Владимировна не хотела подчеркивать происхождение предметов из ее бывшего имения, ведь в городе многие знали ее как бывшую владелицу имения Сивцева.

Созданный, как и все уездные музеи, после революции на основе художественных произведений и предметов старины из местных усадеб, он значительно пополнил свое собрание за счет даров. Выдающийся русский художник Василий Дмитриевич Поленов, живший недалеко от Тарусы в своем имении Борок, теперь известном как Поленово, 18 февраля 1921 года посетил музей. Вот как описывает Евгения Владимировна его посещение в докладной записке: «В. Д. Поленов, наш маститый русский художник, посетил музей, осмотрел все подробно и с большим интересом и остался очень доволен как помещением, так и устройством и качеством вещей». Музей понравился В. Д. Поленову, и он подарил ему пять своих картин и коллекцию керамики из археологических раскопок. Этот факт дарения говорит о том, что Евгения Владимировна Миллер была знакома с В. Д. Поленовым, возможно, еще до революции. Он увидел в ней человека своего художественного круга, и во многом уважение и доверие к ней стало основанием того, что В. Д. Поленов подарил свои картины и коллекцию керамики Тарусскому музею. 
Ирина Витальевна Гужова
В общем костре жгли беспощадно всё, что поддавалось сожжению. Был разорен бесценный архив семьи Миллеров, поддерживавшей в своё время переписку с А.К. Толстым и обладавшей интересными письмами писателя. Потомков Миллеров выселили из имения, и в бывшем усадебном доме открыли приют для детей с различными психическими заболеваниями.

Несмотря ни на что, старому помещичьему особняку, давно потерявшему внутреннее убранство, суждено было дожить до наших дней. Кроме того, от далёкого прошлого здесь остались фрагменты фундаментов хозяйственных построек, остатки аллей старинного регулярного парка XVIII века, где продолжают расти липы, тополя, сирень. Остался и каскад заросших прудов, устроенных в далёком прошлом первыми владельцами уютного родового гнезда.
Юлия Евгеньевна Пионтковская
Автор книг и исторических очерков
Парк, как самостоятельный объект, обладающий историко-культурной ценностью, отмечен в учётной документации, разработанной в 1991 году.

В паспорте памятника истории и культуры «Усадьба Сумароковых. Парк» высказывается предположение, что парк в сельце Сивцево был сформирован в последней четверти XVIII века.

Составитель паспорта И. Б. Яровой отмечает:

«С одной стороны от дома – регулярная часть парка, а с другой – на склоне – пейзажная. Регулярная часть – это камерный липовый сад с прямыми аллеями и рядами 100-200 летних деревьев»
Также составлен схематичный план парковой и усадебной территории. При описании утрат отмечается:
«В большинстве своём стерлась тропиночно-дорожная сеть, появились новые дорожки; утрачены плодовый сад и ягодники; на партере вдоль юго-западного фасада посажена еловая аллея»
Схематичный план парка.
Паспорт памятника истории и культуры «Усадьба Сумароковых. Парк», 1991 г.
ДЕЙСТВИЕ III
Возрождение памяти, конец трагедии.
Совсем скоро мы приступим к противоаварийным работам, а затем и к полноценной ревитализации.
ДЕЙСТВИЕ III
Возрождение памяти, конец трагедии.
Совсем скоро мы приступим к противоаварийным работам, а затем и к полноценной ревитализации.
Сейчас усадьба представляет
собой  кирпичную неоштукатуренную
одноэтажную руину с мезонином
На фотографиях вы видите частично
перестроенный в советское время
барский дом Миллеров

За домом по-прежнему регулярный
старинный парк, некоторые детали которого и сегодня напоминают о красоте былой усадьбы
Сейчас усадьба представляет
собой  кирпичную неоштукатуренную
одноэтажную руину с мезонином
На фотографиях вы видите частично
перестроенный в советское время барский дом Миллеров

За домом по-прежнему регулярный старинный парк, некоторые детали которого и сегодня напоминают о красоте былой усадьбы
Сейчас усадьба представляет
собой  кирпичную неоштукатуренную одноэтажную руину с мезонином
На фотографиях вы видите частично
перестроенный в советское время
барский дом Миллеров.

За домом по-прежнему расположен регулярный старинный парк, некоторые детали которого и сегодня напоминают о былой красоте усадьбы.
Прежде чем усадьба станет точкой притяжения для гостей, нужно спасти её сегодня. Под руководством Наринэ Тютчевой команда предложила противоаварийные решения — лёгкие конструкции, которые воссоздают утраченный силуэт и позволяют использовать пространство уже сейчас.
«Сивцево становится не ещё одной усадьбой, а действующей лабораторией культурной преемственности. Здесь наследие вступает в диалог с аутентичным ландшафтом. Это торжество подлинности — где Офелия жива, а утрата становится основой для нового жеста».
РЕ-школа совместно с Центром капитализации наследия и проектом «Наследие 360»
Наринэ Тютчева, бюро «Рождественка» и проект «РЕ-Школа»

«Ре-Школа» — совместный проект архитектурного бюро «Рождественка», Высшей школы урбанистики имени А. А. Высоковского и французской старейшей школы реставрации L’ecole de Chaillot.

«Ре-Школа» — это не школа реставрации, а школа самых разнообразных ре-технологий. Обучение здесь предназначено для профессионалов, которые уже имеют опыт работы с наследием.

Подробнее о проекте здесь.
Изображения созданы в рамках воркшопа РЕ-школы – проекта, в котором студенты и практики работали не с учебной абстракцией, а с усадьбой Сумароковых-Миллиров, живым объектом культурного наследия
ИЗМЕНЕНИЯ ОБЛИКА УСАДЬБЫ
Изображения созданы в рамках воркшопа РЕ-школы – проекта, в котором студенты и практики работали не с учебной абстракцией, а с усадьбой Сумароковых-Миллиров, живым объектом культурного наследия
ИЗМЕНЕНИЯ ОБЛИКА УСАДЬБЫ
ИЗМЕНЕНИЯ ОБЛИКА УСАДЬБЫ
Изображения созданы в рамках воркшопа РЕ-школы – проекта, в котором студенты и практики работали не с учебной абстракцией, а с усадьбой Сумароковых-Миллиров, живым объектом культурного наследия
КОНЦЕПЦИЯ ПРОТИВОАВАРИЙНЫХ РАБОТ
ВОССТАНОВЛЕНИЕ: ПЕРВЫЕ ШАГИ
КОНЦЕПЦИЯ ПРОТИВОАВАРИЙНЫХ РАБОТ
восстановление: первые шаги
ВОССТАНОВЛЕНИЕ: ПЕРВЫЕ ШАГИ
Исследователи усадьбы
Мы гордимся, что можем поработать с материалами, которые собрали наши современники для будущих поколений
  • Ирина Витальевна Гужова
    Старший научный сотрудник, Заслуженный работник культуры Калужской области
  • Виталий Гороховатский
    Краевед, писатель и общественный деятель
  • Илья Юрьевич Яровой
    Архитектор, кандидат архитектуры, действительный член Академии архитектурного наследия, преподаватель МАРХИ, руководитель Центра развития исторических территорий.
ДЕЙСТВИЕ IV
Антракт затянулся, пора двигаться к новому акту
ДЕЙСТВИЕ IV
Антракт затянулся, пора двигаться к новому акту